На автомобилях ВАЗ–21093–20 в вариантном исполнении с двигателями рабочим
объемом 1,5 л применяется система распределенного впрыска топлива. Распределенным
впрыск называется потому, что топливо впрыскивается в каждый цилиндр отдельной
форсункой. Система впрыска топлива позволяет снизить токсичность отработавших
1. Воздушный фильтр.
2. Датчик массового расхода воздуха.
3. Шланг впускной трубы.
4. Шланг подвода охлаждающей жидкости.
5. Дроссельный патрубок.
6. Регулятор холостого хода.
7. Датчик положения дроссельной
заслонки.
8. Канал подогрева системы холостого
хода.
9. Ресивер.
10. Шланг регулятора давления.
11. Электронный блок управления.
12. Реле включения электробензонасоса.
13. Топливный фильтр.
14. Топливный бак.
15. Электробензонасос с датчиком уровня
топлива.
16. Сливная магистраль.
17. Подающая магистраль.
18. Регулятор давления.
19. Впуискная труба.
20. Рампа форсунок.
21. Форсунка.
22. Датчик скорости.
23. Датчик концентрации кислорода.
24. Приемная труба глушителя.
25. Коробка передач.
26. Головка цилиндров.
27. Выпускной патрубок системы
охлаждения.
28. Датчик температуры охлаждающей
жидкости.
А. К подводящей трубе насоса
охлаждающей жидкости.
Подкапотное пространство автомобиля с системой впрыска
1. Рампа с форсунками
2. Корпус дроссельной
заслонки
3. Воздуховод
4. Блок предохранителей
5. Двигатель
6. Ресивер
7. Трос привода дроссельной
заслонки
8. Корпус воздушного
фильтра
Диагностика
Здесь приведены только краткие сведения по диагностике системы впрыска с помощью
контрольной лампы CHECK ENGINE. Диагностика с использованием специальных приборов
и диагностических карт описана в отдельных руководствах по ремонту систем
распределенного впрыска топлива.
ЭБУ постоянно выполняет самодиагностику по некоторым функциям управления. Языком
ЭБУ для указания источника неисправности служат диагностические коды. Коды — это
двузначные номера в диапазоне от 12 до 61. У разных блоков управления коды
неисправностей могут несколько отличаться. В таблице представлена расшифровка
кодов неисправностей электронного блока управления типа “Январь–4” для системы
распределенного впрыска топлива без обратной связи и с отечественными
комплектующими.
Когда ЭБУ обнаружит неисправность, код заносится в “память” и включается
контрольная лампа CHECK ENGINE. Это не означает, что двигатель надо немедленно
остановить, но причину включения контрольной лампы следует выявить при первой
возможности.
Коды неисправностей ЭБУ типа “Январь–4”
Лампа CHECK ENGINE
Лампа находится на панели приборов и выполняет следующие функции:
— информирует водителя о том, что возникла неисправность в системе управления
двигателем и автомобиль необходимо проверить;
— выдает диагностические коды, хранящиеся в “памяти” ЭБУ, чтобы помочь
специалисту найти неисправность.
При включении зажигания лампа загорается, и пока двигатель еще не работает,
происходит проверка исправности лампы и систем. После пуска двигателя лампа должна
гаснуть. Если лампа продолжает гореть, система самодиагностики обнаружила
неисправность. Если неисправность пропадает, то лампа гаснет обычно через 10 с, но
код неисправности будет храниться в “памяти” ЭБУ.
В случае непостоянного характера неисправности лампа CHECK ENGINE будет гореть
около 10 с, а затем погаснет. Однако соответствующий код неисправности будет
храниться в “памяти” ЭБУ, пока не отключится его питание. Когда в процессе
считывания кодов обнаруживаются неожиданные коды, то можно предположить, что эти
коды созданы непостоянной неисправностью и помогут в диагностике системы.
Считывание кодов
Для связи с ЭБУ служит колодка диагностики. Она расположена под панелью приборов с
правой стороны рядом с ЭБУ.
Коды неисправностей, хранящиеся в “памяти” ЭБУ, могут быть прочитаны специальным
диагностическим прибором или подсчетом числа вспышек лампы CHECК ENGINE.
Для считывания кодов лампой необходимо соединить с “массой” контакт В колодки
диагностики. Для этого соедините его с контактом А, который соединен с “массой”
двигателя.
А - контакт, соединенный с “массой”
В - диагностический контакт для подачи сигнала на ЭБУ
G - контакт управления электробензонасосом
М - контакт выдачи информации (канал последовательных данных)
Когда контакты А и В будут соединены, поверните ключ в выключателе зажигания в
положение I (зажигание), при этом двигатель работать не должен. В этих условиях лампа
CHECK ENGINE должна вспышками высветить три раза подряд код “12”.
Это должно происходить в таком порядке: вспышка, пауза (1–2 с), вспышка, вспышка —
длинная пауза (2–3 с) и так еще два раза.
Код “12” говорит о том, что работает система диагностики ЭБУ. Если код “12” не
высвечивается, значит неисправна сама система диагностики.
После высвечивания кода “12” лампа СHECK ENGINE три раза высвечивает коды
неисправностей, если они существуют, или просто продолжает высвечивать код “12”,
если кодов неисправностей нет.
Если в памяти ЭБУ хранится более одного кода неисправностей, каждый из них
высвечивается трижды.
Предупреждение
По окончании диагностики размыкать контакты А и В колодки диагностики разрешается
через 10 с после выключения зажигания.
Стирание кодов
Стирают коды из “памяти” ЭБУ после окончания ремонта или чтобы посмотреть, не
возникает ли неисправность снова. Для стирания необходимо отключить питание ЭБУ не
менее чем на 10 с.
Питание можно отключить, отсоединив провод от клеммы “–” аккумуляторной батареи
или удалив предохранитель защиты ЭБУ из блока предохранителей.
Предупреждение
Чтобы не повредить ЭБУ, отключать и включать его питание надо только при
выключенном зажигании.
Отличительные признаки систем впрыска
Датчики системы впрыска
Чем грозят неисправности датчиков системы впрыска:
— датчик положения коленчатого вала — полный отказ системы впрыска, двигатель не
пускается;
— датчик массового расхода воздуха — увеличение расхода топлива, значительное
ухудшение динамики, проблемы с пуском двигателя;
— датчик положения дроссельной заслонки — потеря мощности, рывки и провалы при
разгоне, неустойчивая работа в режиме холостого хода;
— датчик температуры охлаждающей жидкости — трудности с пуском в мороз:
приходится прогревать двигатель, работая педалью “газа”, при перегреве существенно
снижается мощность, появляется детонация;
— датчик детонации — двигатель очень чувствителен к качеству бензина, повышенная
склонность к детонации.
Особенности электрооборудования автомобилей с распределенным впрыском
топлива с обратной связью
1. Датчик положения дроссельной заслонки.
2. Датчик положения коленчатого вала.
3. Датчик температуры охлаждающей
жидкости.
4. Датчик скорости.
5. Клапан продувки адсорбера.
6. Датчик массового расхода воздуха.
7. Датчик детонации.
8. Датчик концентрации кислорода.
9. Колодки электронного блока управления.
10. Реле зажигания.
11. Плавкие предохранители.
12. Реле включения электробензонасоса.
13. Колодка диагностики.
14. Регулятор частоты вращения холостого
хода.
15. Колодка для соединения со жгутом
проводов панели приборов.
16. Табло с контрольной лампой CHECK
ENGINE.
17. Монтажный блок.
18. Электродвигатель вентилятора системы
охлаждения двигателя.
19. Электробензонасос с датчиком уровня
топлива.
20. Форсунки.
21. Свечи зажигания.
22. Модуль зажигания.
А. К клемме “+” аккумуляторной батареи.
В. К клемме “15/1” выключателя зажигания.
С. К низковольтному у тахометра на
автомобилях с “высокой” панелью.
К9. Реле включения электродвигателя
вентилятора.