Система выпуска отработавших газов
а – без нейтрализатора;
б – с нейтрализатором;
1 – кронштейн крепления приемной трубы;
2 – прокладка;
3 – приемная труба;
4 – хомут соединения труб глушителей;
5 – подушка подвески глушителя;
6 – дополнительный глушитель;
7 – основной глушитель;
8 – датчик кислорода (лямбда-зонд);
9 – трехкомпонентный нейтрализатор.
Описание конструкции
Система выпуска состоит из приемной трубы 3, дополнительного 6 и основного 7 глушителей. На части автомобилей, оснащенных системой впрыска, устанавливаются приемная труба с датчиком кислорода (лямбда-зондом) и трехкомпонентный нейтрализатор. Глушители и нейтрализатор – неразборные узлы и при выходе из строя их заменяют новыми.
Приемная труба крепится на четырех шпильках к чугунному выпускному коллектору. Между фланцами приемной трубы и выпускного коллектора установлена металлоармированная термостойкая прокладка 2.
Приемная труба крепится к силовому агрегату кронштейном с прижимом, охватывающим обе отводные трубы. Приемная труба соединена с дополнительным глушителем через уплотнительное кольцо с хомутом 4. Для уменьшения шума и лучшей теплоизоляции дополнительный глушитель имеет защитный кожух. Для автомобилей с нейтрализатором дополнительный глушитель выпускается с укороченной передней трубой.
Нейтрализатор служит для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода, оксидов азота, а также несгоревших углеводородов. Он состоит из двух керамических блоков со множеством пор, покрытых так называемыми катализаторами дожига: родием, палладием, платиной. Проходя через поры нейтрализатора, оксид углерода превращается в малотоксичный диоксид, а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота. Степень очистки газов в исправном нейтрализаторе достигает 90–95%. Для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в частности, содержание в них кислорода) должен находиться в строго заданных пределах. Эту функцию выполняет контроллер, изменяя количество подаваемого топлива в зависимости от показаний датчика кислорода. Нейтрализатор и датчик кислорода весьма чувствительны к соединениям свинца – они «отравляются» и перестают работать. Поэтому, если ваш автомобиль оснащен нейтрализатором, категорически запрещается его эксплуатация, даже кратковременная, на этилированном бензине. Также причиной выхода из строя нейтрализатора может стать неисправная система зажигания: несгоревшее топливо, попадая в нейтрализатор в больших количествах, догорает и спекает керамику, что может привести к полной закупорке выпускной системы и остановке (или сильной потере мощности) двигателя.
Основной глушитель располагается после дополнительного и соединяется с ним через уплотнительное кольцо с хомутами. Глушители подвешены к кронштейнам кузова на пяти резиновых кольцах. Обслуживание системы выпуска заключается в периодическом осмотре труб и глушителей на предмет коррозии и в подтяжке или замене ослабленных соединений.