Тормозная жидкость является частью тормозной системы и для автомобилей Шкода
типового ряда Октавия предназначается только жидкость, соответствующая
международной классификации TL 766 X DOT 4, N 052 766 ХО. При первом заполнении
нового автомобиля используется жидкость PENTOSIN SUPER 3057/9 – DOT-4.
Замену тормозной жидкости надо проводить каждые два года.
Для того, чтобы была понятна важность следования принципам обращения с тормозной
жидкостью (долговечность, смешиваемость и т.п.), далее приводится несколько
замечаний по этому поводу. Тормозные жидкости имеют свою международную
классификацию, например: DOT-4, ISO 4925, SAE J 1703 f и, конкретно, жидкости данной
классификации состоят из смеси эфира, гликоля с полигликолем и добавками специальных
ингибиторов. Для работы в тормозных системах используются манжеты из
стиролбутадиеновой резины, работающих при температурах от – 50° С до + 260° С.
Вообще можно сказать, что требования к свойствам тормозных жидкостей очень высоки.
Для гарантированной работы тормозной системы при эксплуатации в любых
встречающихся температурных условиях основным требованием является неизменность
состава и плотности жидкости в диапазоне от – 50° С до + 260° С, не менее.
В процессе торможения от фрикционных элементов тормозов передается в жидкость
столько тепла, что ее температура достигает 130° С. При сильном или продолжительном
торможении температура, понятно, возрастает. Неизменность состава означает, что все
компоненты, ящие в состав жидкости, должны хорошо смешиваться и ни при каких
условиях не разделяться.
Помимо этого жидкость не должна при быстрых сменах температуры и давления
пениться, не должна быть агрессивной по отношению к металлическим и резиновым
деталям, используемым в системе. Жидкость должна иметь и соответствующие
смазывающие свойства, а с точки зрения безопасности, и высокую температуру
воспламенения.
К требуемым особенностям относится и консервирующая способность и способность к
смешиванию с аналогичными жидкостями, хотя бы даже и от разных изготовителей. Эти, а
также многие другие требования к тормозной жидкости содержат международные
стандарты, которым следуют почти все производители жидкости.
К сожалению, тормозные жидкости хорошо смешиваются и с водой или, что еще хуже,
сами ее поглощают. Вода, абсорбированная тормозной жидкостью, снижает ее
температуру кипения, следовательно, жидкость приходит в негодность. Также приводят
ее в негодность и механические загрязнения в результате истирания деталей и пыль из
атмосферы. Из этих соображений тормозную жидкость следует менять в сроки,
установленные изготовителем автомобиля.
С практической точки зрения следует знать, что высокие температуры ускоряют старение
жидкости и резиновых деталей тормозов. Если превышена температура кипения жидкости
(которая падает при попадании воды в нее), образуются пузырьки пара. А так как пар в
отличие от жидкости сжимаем, а объем рабочих цилиндров тормозной системы
относительно мал, может произойти ситуация, при которой нажатие на педаль тормоза не
приведет к образованию необходимого давления в жидкости и тормоза откажут.
Абсорбция воды в тормозной жидкости может в некоторых случаях достигать 1–1,5%
после пробега 10 000 км или шести месяцев.
Объем заливаемой жидкости в тормозную систему в литрах