Вид коробки передач
1 — 1-я передача,
2 — 2-я передача,
3 — 3-я передача,
4 — 4-я передача,
5 — 5-я передача,
6 — крышка корпуса коробки передач,
7 — корпус коробки передач,
8 — шестерня заднего хода,
9 — управление переключением передач (переключающие вилки),
10 — корпус сцепления,
11 — приводной вал,
12 — ведомый вал,
13 — дифференциал.
В Polo используется 5-ступенчатая механическая коробка передач типов 02Т или 02R или 4-ступенчатая автоматическая коробка передач 001 (двигатель с рабочим объемом 1,4 л/55 кВт). Коробка передач 02Т для бензиновых двигателей и безнаддувных дизелей отличается небольшим весом, применением модульной технологии, а также легким и точным переключением. Она может передавать крутящие моменты до 200 Нм. Механическая коробка передач 02R (для двигателей TDI) базируется на испытанной коробке передач 02J.
Форма корпуса коробки передач, а также крышка 5-й ступени были приспособлены к конструктивному пространству в двигательном отсеке нового Polo.
Передачи переднего хода в механической коробке передач все полностью синхронизированы, передаточные отношения отдельных передач точно настроены на мощность двигателя в данный момент. Комплекты шестерен обладают высоким расчетным сроком службы. Если, несмотря на это, коробка передач выходит из строя, то вы должны предоставить ее ремонт мастерской.
Разборка валов и шестерен требует наличия специальных инструментов и больших знаний. Даже профессиональные мастерские, как правило, отправляют коробки передач, нуждающиеся в ремонте, в специализированное предприятие.
У всех коробок передач так же, как у двигателей, есть обозначение. Оно состоит из букв и дат выпуска. День и месяц обозначаются двумя цифрами, год выпуска одной цифрой (2000 = 0, 2001 = 1 и т.д.). Буквенными обозначениями коробки передач 02Т являются комбинации из трех букв FCU, FVS, FVT, FVU, FQE, FSР и FDN – в зависимости от двигателя. FVS, FVT, FVU и FDN являются коробками передач из магния.
Для пятиступенчатой коробки передач 02R используются буквенные обозначения EWR( для двигателя 1, 4л) и EWT (для двигателя 1,9 л).
Автоматическая коробка передач обозначается буквами ESK (преобразователь крутящего момента AAN) или ESL (преобразователь крутящего момента BAN).
ТЕХНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Так функционирует механическая коробка передач
Мощность двигателя передается посредством сцепления на приводной вал (ной вал) механической коробки передач. На этом вале располагаются пять шестерен (плюс одна для передачи заднего хода). Эти шестерни постоянно сцеплены с соответствующими им шестернями на выходном вале. Шестерни на обоих валах располагаются на штифтовидных роликах (иглах). Между валом и шестерней нет жесткого соединения.
Шестерни и валы
Шестерни свободно вращаются до тех пор, пока одна из них при включении передачи не сцепляется с противолежащей шестерней на другом вале. Для этого вначале на каждом вале создается жесткое соединение между шестерней и валом посредством блокирующего кольца синхронизатора – шестерня теперь жестко сидит на вале и может создавать трансмиссионное соединение с противолежащей шестерней. Для того чтобы шестерни могли сцепляться друг с другом, должна вначале совпасть частота вращения валов. Для этой цели часть одного вала скользит посредством элементов трения относительно части другого вала. За счет трения быстрее вращающийся вал замедляется до тех пор, пока оба вала не станут вращаться одинаково (синхронно).
Передачи переднего хода и передача заднего хода
Первые три передачи замедляют частоту вращения. Четвертая передача является так называемой прямой передачей, которая передает число оборотов двигателя в соотношении примерно 1 : 1. На пятой передаче число оборотов выходного вала больше, чем число оборотов двигателя.
Автомобиль должен ездить также задним ходом. Для этого на каждом приводном вале находится дополнительная шестерня, которая вращает колеса в обратном направлении. С помощью рычага вы выбираете нужную передачу.