Обозначение конструктивных узлов в электрических схемах
Приводящая в замешательство электрика становится наглядной с помощью электрических схем. При их использовании разумнее всего поступать следующим образом: найти в пояснении нужный конструктивный узел, о котором идет речь. Важнейшие конструктивные узлы обозначаются следующими буквами, которые для уточнения скомбинированы с цифрами.
К большинству потребителей тока подключено два провода. Но часто можно увидеть только один провод от потребителя к аккумулятору или генератору. Другой чаще всего через несколько сантиметров привинчен или подсоединен штекерным контактом к металлу кузова, к двигателю или к коробке передач.
Металлические узлы: контакт с массой
Металлические узлы, которые в электротехническом оборудовании автомобиля называются массой, могут проводить ток. Это позволяет избавиться от длинных проводов для обратной подачи тока к отрицательному полюсу аккумулятора и оставляет решение этой задачи массе. Если потребитель не работает, то часто причина в отсутствии контакта с массой. Контакт с массой автомобиля создается в этом случае обходными путями, нарушает работу электрической системы. В некоторых случаях соединение с массой оказывается недостаточным. Тогда прокладывается дополнительный провод, который, как правило, имеет коричневый цвет.
Цвета и цифровые обозначения
В вашем автомобиле множество проводов. Кажущаяся путаница на самом деле хорошо упорядочена: цвет проводов показывает их прокладку, и большая часть контактов на многоштырьковых разъемах и на реле пронумерована. На белых проводах вы найдете дополнительные номера для идентификации. Обозначения клемм тоже нормализованы по стандарту ДИН. Несколькими важнейшими клеммами являются:
Клемма 30 = на ней напряжение аккумулятора. Провода чаще всего красные или красные с цветными полосами.
Клемма 31 = соединение с массой, чаше всего коричневые провода.
Клемма 15 = на нее поступает напряжение от выключателя зажигания/пуска. Провода подают ток только при включенном зажигании. Они чаще всего зеленые или зеленые с цветными полосами.
Клемма Х = от этой клеммы получают электропитание все крупные потребители тока, например, фары дальнего света. Но подача тока прекращается, когда приводится в действие стартер. Благодаря этому напряжение аккумулятора полностью предоставляется в распоряжение стартера.
ТЕХНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Важнейшие цвета проводов основных электрических функций
Красный (ro): по такому проводу постоянно поступает ток от положительного полюса аккумулятора или от генератора при работающем двигателе. Неосторожное обращение с ним может привести к короткому замыканию и появлению искры, если не отключен отрицательный провод аккумулятора.
Черный (sw): по такому проводу ток поступает от замка зажигания только при включенном зажигании, при этом, кроме системы зажигания и впрыска, по нему поступает ток на те потребители, которые должны получать его только в режиме эксплуатации автомобиля.
Коричневый (br): это цвет провода прямого соединения с массой. С помощью черного (не коричневого) провода потребитель тока должен соединяться с массой автомобиля для того, чтобы замкнуть электрическую цепь.
Серый (gr): цвет проводов габаритных огней, задних фонарей, фонарей освещения номерного знака и парковочных огней.
Другими цветами проводов являются: синий (bl), желтый (ge), зеленый (gr), лиловый (li), оранжевый (or) и белый (ws).
Цифры, относящиеся к цвету проводов, в электрических схемах информируют о поперечном сечении провода. Если провода соединены штекерными разъемами (Т), то сочетания цифр дают сведения о виде соединения и точке контакта:
Т32/27 = 32-штырьковый разъем с точкой контакта 27.
И, наконец, для точной идентификации некоторые провода имеют еще дополнительные цветные полосы.