Вспомогательные детали и узлы двигателя
1 – болт крепления натяжного устройства
много ручьевого ремня;
2 – натяжное устройство многоручьевого
ремня;
3 – шкив с гасителем колебаний;
4 – болт крепления генератора;
5 – генератор;
6 – болт;
7 – кронштейн;
8 – болт крепления кронштейна;
9 – болт крепления насоса усилителя руля;
10 – проточный болт;
11 – уплотнительная шайба;
12 – проушина подводящего
трубопровода;
13 – уплотнительная шайба;
14 – насос (крыльчатая помпа) усилителя
руля;
15 – шкив насоса;
16 – болт шкива;
17 – болт шкива;
18 – многоручьевой ремень
Кронштейн масляного фильтра с деаэрацией и вспомогательными деталями
1 – болт кронштейна;
2 – кронштейн;
3 – направляющие;
4 – соединительная трубка;
5 – скоба;
6 – уплотнительная шайба;
7 – запорный винт;
8 – уплотнительное кольцо;
9 – запорный винт;
10 – бароскоп (включает при 0,14 МПа);
11 – болт кронштейна масляного фильтра;
12 – масляный радиатор;
13 – масляный фильтр;
14 – уплотнительная шайба;
15 – запорный винт;
16 – клапан избыточного давления
(открывается при давлении 0,35–0,45 МПа);
17 – перегородка в потоке масла;
18 – кронштейн масляного фильтра
Монтаж масляного насоса и перегородки, препятствующей быстрому переливу
масла
1 – болт крепления всасывающей трубки;
2 – всасывающая трубка масла;
3 – уплотнительная шайба;
4 – масляный насос со звездочкой привода;
5 – центрирующие втулки;
6 – цепь привода масляного на coca;
7 – болт крепления масляного насоса;
8 – перегородка против переливания
масла;
9 – компенсаторная прокладка
Лямбда-регулировка в соединении с управляемым катализатором является наиболее
действенным способом устранения вредных веществ из продуктов выхлопа бензинового
двигателя.
Активность катализатора тройного действия оптимальна, пока двигатель работает в
узкой области стехиометрического соотношения смеси (весовое), обозначаемое как
лямбда = 1. Лямбда показывает, насколько отличается действительная величина
соотношения смеси от теоретической. Поэтому все время идет сравнение, не
содержится ли в выхлопных газах избыток топлива, который может там появиться в
результате неполного сгорания.
Кислородный, или лямбда-зонд размещен в потоке выхлопных газов (в автомобилях с
двигателем 1,8–92 кВт в переднем конусе катализатора). После запуска двигателя он
нуждается в хорошем прогреве до достижения своей температуры эксплуатации. Этой
температуры он достигнет за 20–30 секунд и в дело вступает вся система лямбда-
регулировки.
Керамический материал кислородного зонда проницаем для ионов кислорода при
температуре не ниже 300° С. Внешняя поверхность керамики находится в выхлопных
газах, в то время как внутренняя часть в нормальной атмосфере. Разница в
концентрации ионов кислорода образует сигнал, являющийся мерой содержания
кислорода в выхлопных газах. В узле управления системы BOSCH-MOTRONIC этот сигнал
используется для изменения времени впрыска таким образом, чтобы изменилось
соотношение смеси. Так удерживается сигнал лямбда = 1 (0,99–1,01).
Катализатор представляет собой многозвенный керамический монолит, поверхностные
слои которого сложены из трех благородных металлов: платины, палладия и родия в
соотношении 1:14:1. Для того чтобы как можно быстрее нагреть катализатор до рабочей
температуры после холодного старта, надо сдвинуть точку зажигания назад на 15°
поворота коленчатого вала и слегка повысить обороты холостого хода. Таким образом,
из выхлопных газов освобождается больше энергии, и продолжительность нагрева
сокращается почти наполовину.
Следующие узлы также относятся к двигателю в сборе (см. рис. Вспомогательные детали
и узлы двигателя).
Кронштейн генератора – насоса усилителя руля – компрессора кондиционера расположен
на левой стороне двигателя (спереди, если смотреть в направлении движения). На
кронштейне закреплены генератор и насос усилителя руля (см. рис. Кронштейн
генератора, насоса усилителя руля и насоса кондиционера).
Насос охлаждающей жидкости находится в полости блок-картера со стороны шестерен
газораспределителя и приводится в движение зубчатой ременной передачей вместе с
ними. Насос представляет собой компактный монтажный узел и в случае неисправности
также как узел подлежит замене в сервисе. Крыльчатка насоса турбинного типа. К блок-
картеру двигателя он крепится фланцем, являющимся частью насоса. Фланец
привинчивается двумя болтами М8 в резьбовые отверстия в блок-картере, которые
одновременно удерживают и защитный кожух за зубчатой ременной передачей привода
насоса. Уплотнение к блоку обеспечивается резиновой шайбой. Подшипники насоса
заправлены консистентной смазкой.
Смазка двигателя циркуляционная, под давлением, с полной фильтрацией масла.
Количество моторного масла при его замене 3,5 л. Рекомендуемое масло приведено в
ИНСТРУКЦИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ и здесь можно только добавить, что моторное
масло должно удовлетворять стандарту TL 52 107 (VW 50000 или VW 50101, ACEA A2).
Масломерный щуп изготовлен из стальной полосы и вставлен в трубку, установленную в
отверстие в блок-картере двигателя и прикрепленной вверху к всасывающему модулю.
В системе смазки находится выключатель давления – бароскоп, действующий как
выключатель обратного действия. Если на его контактах отсутствует давление,
выключатель включен, контрольная лампочка светится. Если же давление масла
поднимется на 0,015 ± 0,01 МПа, лампочка погаснет. Диапазон работы бароскопа от 0,015
до 0,035 МПа.
Деаэрация картера двигателя производится с помощью маслоотделителя. Он изготовлен
из пластмассы и установлен на блок-картер двигателя под всасывающим
трубопроводом. Маслоотделитель шлангом подсоединен к трубке воздушного фильтра.
Таким образом, пары масла попадают в поступающий воздух (см. рис. Кронштейн
масляного фильтра с деаэрацией и вспомогательными деталями).
Узел масляного насоса (см. рис. Монтаж масляного насоса и перегородки,
препятствующей быстрому переливу масла) соединен с всасывающей сеткой
(размещенной в пространстве между перегородками нижней крышки двигателя) шлангом.
Насос шестеренный и приводится в действие роликовой цепью от звездочки коленчатого
вала. При оборотах насоса 1000 1/мин. и температуре масла в двигателе 80° С (масло 20
SAE) рекомендованное количество составляет 7,1 л (т.е. примерно 6 кг) в минуту при
давлении 0,4–0,5 МПа.
Насос смонтирован в нижней части блок-картера двигателя с возможностью установки
натяжения цепи при передвижении насоса. На кожухе насоса находится клапан
избыточного давления, предоставляющий возможность возврата масла при избыточном
давлении 0,4–0,5 МПа. Сетка на кожухе насоса улавливает грязь и его можно чистить.
Фильтр масла предназначен для одноразового использования. Его надо менять всегда
одновременно со сменой моторного масла. Фильтр рассчитан на полный поток масла (М
= 15–20 Нм).
Нижняя крышка двигателя изготовлена из алюминиевого литья под давлением. К блок-
картеру двигателя крышка прикреплена семнадцатью болтами М6. Между посадочными
поверхностями блок-картера и крышки наносится герметизирующая мастика. У пробки
для спуска масла резьба М14 х 1,5 и шестигранник под ключ 19 мм. Пробка
герметизируется металлической шайбой, сменяемой при каждом новом завертывании
пробки.
В крышке имеются перегородки, уменьшающие перелив масла. Между ними находится
всасывающая сетка масляного насоса.