Конструкция шины легкового автомобиля
А — ширина обода в дюймах,
В — профиль бортовой закраины в дюймах,
С — диаметр обода в дюймах,
D — количество отверстий,
Е — комбинированный хамп,
F — глубина запрессовки в мм.
Шины и обода (выборка)
Важнейшие данные о шинах
1 — Номинальная ширина шины в мм
2 — Соотношение высоты и ширины шины в %
3 — Радиальный каркас шины
4 — Номинальный диаметр в дюймах
5 — Индекс грузоподъемности шины 82 = 475 кг
6 — Символ скорости V = до 240 км/ч
7 — MXV 3A = тип шины
8 — Данные об изготовителе
9 — Бескамерная шина
Номер DOT указывает неделю и год производства
Пример: 4200 – дата изготовления 42-я календарная неделя (KW)
2000 г. (WWJJ)
Шины до 2000 г.:
трехзначный номер DOT (WWJ)
Пример: 039 – дата изготовления 03-я календарная неделя (KW) 1999 г.
Данные о шине на боковине: при покупке шин обращайте внимание на данные на боковине для того, чтобы новые шины действительно соответствовали ободам.
На боковой стороне шины находятся цифры и буквы, которыми изготовитель зашифровывает предписанные данные о шинах. Водителя, прежде всего, интересует размер шин. Например, 165/70 R14 означает, что в поперечном сечении ширина шины равна 165 мм. Второе число определяет соотношение высоты и ширины шины. В примере оно равно 70 процентам. Чем меньше это соотношение, тем более плоской и широкой становится шина. «R» означает радиальную конструкцию шины с брекером. Цифра за этой буквой определяет диаметр обода в дюймах.
Максимальная скорость
Другая буква означает максимально допустимую скорость для шины. Максимально допустимая скорость для шин с буквенным обозначением «S» до 180 км/ч, «Т» – до 190 км/ч. Максимальная скорость для шин с буквенным обозначением «Н» до 210 км/ч. Максимальную скорость до 300 км/ч означает символ Y. Если вы ездите на традиционных шинах М + S зимой, то должны убирать ногу с педали газа раньше: на шинах с буквой Q разрешается ездить на скорости только до 160 км/ч.
Возраст шин и проверочный номер ЕСЕ
О дате изготовления шины говорит трехзначный номер «DOT». Начиная с 1990 года выпуска, за этим числом ставится маленький треугольник. Например, номер 187 означает, что шины были изготовлены на 18-й неделе 1997 г.
Шины, выпущенные после 1 октября 1998 г., должны на боковой стороне иметь проверочный номер ЕСЕ. Этот номер подтверждает, что шина является деталью, проверенной на соответствие стандарту качества Европейской экономической комиссии (ЕЭК). На новые шины с января 2000 г. ставится измененная четырехзначная дата изготовления. Например, 0901 означает, что шина выпущена на 9-й неделе производства 2001 г.
Проверочный номер ЕЭК: узнается по большой букве «Е» и номеру страны-изготовителя, например, 1 – Германия, 4 – Нидерланды.
Зимние шины – специалисты по снегу и льду
Зимние шины катятся по снегу и льду увереннее, чем летние шины. Они изготовляются из специальной резиновой смеси с высоким процентом натурального каучука, который при температурах ниже 7°С обеспечивает лучшее сцепление на сухой и мокрой дороге. Условием хорошего переноса мощности двигателя и тормозного усилия на дорогу является профиль глубиной минимум четыре миллиметра – меньшая глубина профиля не допускается и дисквалифицирует шину для применения зимой. В любом случае поставьте на все четыре колеса зимние шины. Сочетание зимних и летних шин может быть опасным.
Монтаж зимних шин на обода
Для зимних шин достаточно узких ободов. Деньги, сэкономленные за счет широкопрофильных шин, лучше вложите в приобретение второго комплекта подходящих ободов. Перемонтаж шин весной и осенью со временем обойдется дороже.
Некоторые продавцы и мастерские сохраняют на складе ваши зимние шины за минимальную плату до следующей замены. Колеса после каждого перемонтажа шин должны заново балансироваться. Повысьте давление воздуха в шинах на 0,2 бара. Если максимальная скорость зимних шин (до 160 км/ч) ниже скорости вашего автомобиля, то в качестве памятки вы должны поместить в поле зрения соответствующую наклейку (но не на ветровое стекло!).
Износ шин и его причины
Манера вождения автомобиля оказывает существенное влияние на срок службы шин, их работоспособность и прямо или косвенно – на безопасность. Например, сильное столкновение с краем бордюра опасно. При этом могут возникнуть повреждения структуры шин, которые вначале незаметны. Опасность из-за вначале незаметных повреждений возникает также при парковке, когда шины расплющиваются о край бордюра или ставятся только частью опорной поверхности у самого края. Наконец, полное торможение с заблокированными колесами может провести к образованию «лысин». При этом шина значительно стирается в одном месте за счет экстремального воздействия теплоты, колесо вибрирует. После появления «лысины» шина, как правило, должна заменяться.
Сравнение торможения зимней и летней шины автомобиля без ABS.
Сравнение торможения зимней и летней шины автомобиля с ABS.
Так шины будут служить дольше
Ездите максимум с той скоростью, на которую получили допуск ваши шины. Это в первую очередь относится к шинам M+S категории «Q» (160 км/ч). Слишком высокая скорость способствует повышенному истиранию, в худшем случае выводит шины из строя.
Избегайте высоких скоростей, если ваш автомобиль сильно нагружен. Проведите тепловую проверку: если у шины температура руки, то с ней все в порядке. Горячая резина – сигнал тревоги, который является признаком либо слишком низкого давления воздуха, либо повреждения каркаса. В этом случае демонтируйте шину, проверьте у специалиста.
Если вы часто ездите по автомагистрали на высокой скорости, то монтируйте шины, класс скорости которых выше, чем этого требуется в документах на машину (например, «Т» вместо «S»).
Следите за тем, чтобы не травмировать боковины шин при парковке о камень бордюра. Перекатывайтесь через бордюры и пороги медленно и всегда под прямым углом.