Общие данные

Сцепление предназначено для кратковременного разобщения двигателя от коробки 
передач в момент переключения передач и обеспечивает плавное трогание с места.
 
Сцепление состоит из нажимного ведущего диска, ведомого диска и выжимного 
подшипника.
 
Нажимной диск жестко свинчен с маховиком, который в свою очередь прикреплен к 
коленвалу двигателя. Между нажимным диском и маховиком находится ведомый диск, 
который нажимным диском прижат к маховику. Ведомый диск сидит на шлицах 
приводного вала коробки передач.
 
При нажатии на педаль сцепления (сцепление выключено) выжимной подшипник, под 
воздействием на него гидравлического или механического привода и рычага выключения, 
прижимается к пружинам нажимного диска. Нажимной диск ослабляется и ведомый диск 
больше не прижимается к маховику. Силовая передача между двигателем и коробкой 
передач прерывается.
 
В зависимости от оснащения машины, привод сцепления осуществляется тросиком или 
гидравлической системой: в рычаг выключения упирается поршень рабочего цилиндра 
гидросистемы. При нажатии на педаль сцепления в главном цилиндре, расположенном в 
машине в ногах водителя, создается давление, которое по гидроприводу передается на 
прикрепленный к коробке передач рабочий цилиндр. Поршень рабочего цилиндра через 
вилку выключения прижимает подшипник выключения к мембранным пружинам 
нажимного диска и диск отходит.
 
Гидросистема сцепления работает на тормозной жидкости и снабжается ею из общего 
расширительного бачка тормозной системы.
 
Если педаль сцепления возвращается в исходное положение (сцепление включено), то 
нажимной диск прижимает ведомый диск к маховику, силовая передача 
восстанавливается, так как прижатый ведомый диск торцевым соединением жестко 
связан с валом коробки передач.
 
При каждом включении и выключении сцепления, в результате трения, фрикционные 
накладки на ведомом диске истираются. Ведомый диск является изнашиваемой частью, 
однако средний срок службы его составляет около 100 000 км. Износ зависит в основном 
от нагрузки (вождение с прицепом) и манеры вождения. Сцепление не требует ухода, так 
как регулируется автоматически.